Сдача статистической отчетности в таможенные органы при перемещении товаров между государствами - членами Евразийского экономического союза.

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2016 N 510-ФЗ к нам начали поступать запросы о разъяснениях в части сдачи статистической отчетности в таможенные органы при перемещении товаров между государствами - членами Евразийского экономического союза.

Хотелось бы начать с того, что Правительством РФ и Таможенными органами уже давно введена форма статистической отчетности и обязанность отчёта бизнесом при перемещении товаров между государствами - членами Евразийского экономического союза. Однако в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 N 510-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 104 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" только в этом (2017 году) была введена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров. Если ранее у таможенных органов не было административных рычагов для принуждения бизнеса к сдаче отчетов, то теперь он появился. В этой статье мы подробно разберём, что же такое статистическая отчетность при перемещении товаров между государствами - членами Евразийского экономического союза, куда, как и когда предоставляется статистика, какие документы с ними нужно предоставлять, какие предусмотрены санкции за непредоставление или предоставление недостоверных данных. Итак…

 

  1. Что такое таможенная статистика?
  2. Куда, как и когда предоставляется статистика? Какие документы с ними нужно предоставлять?
  3. Какие предусмотрены санкции за непредоставление или предоставление недостоверных данных?
  4. Как нововведение отразиться на работе участников внешнеэкономической деятельности положительно или отрицательно? Может, будет больше бумажной работы? Или наоборот кто-то получит бонусы или работать в целом будет идти проще и быстрее?

Разберём материал по нумерации вопросов.

  1. Что такое таможенная статистика?

В соответствии с Постановлением Правительства от 7 декабря 2015 г. № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» правительство определило Федеральную таможенную службу в качестве уполномоченного органа, ответственного за ведение таможенной статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и утвердило правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (за исключением товаров указанных в пункте 3 настоящих правил).

П. 1 пп. 1.5 решения Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 525 определено, что Таможенная статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами в целях решения следующих задач:

1) анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков;

2) анализа результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

3) разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики;

4) контроля за поступлением таможенных платежей в бюджеты государств - членов Таможенного союза;

5) разработки платежного баланса и системы национальных счетов;

6) прогнозирования макроэкономических показателей;

7) расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема;

8) содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей.

 

Порядок сбора статистических данных (и остальные понятия) в соответствии с п. 4 Постановления Правительства от 7 декабря 2015 г. № 1329 утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 525. В соответствии с п. 3 (Источники формирования) пп. 3.2. Исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, предоставляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы (далее ФТС).

Стоит обратить внимание, что в соответствии п. 7. «Товары, подлежащие учету»  Решения КТС от 28 января 2011 г. № 525 при формировании статистики взаимной торговли среди прочих необходимо учитывать например такие категории товаров как:  возвращенные товары например по рекламации (см. полную редакцию документа).

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА учета перемещения товаров утверждена Приложением № 1 к Правилам ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

ПРАВИЛА заполнения статистической формы учета перемещения товаров регламентируется Приложением № 2 к Правилам ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

Для формирования таможенной статистики внешней торговли используются основные показатели, описанные в п. 10 Решения КТС от 28 января 2011 г. № 525.

В одной форме Статистических данных могут указываться сведения о поставках рамках только одного Контракта (договора) отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях или отдельно по каждой партии товара на которые были оформлены отдельные контракты (договоры).

Статистическая форма заполняется независимо от вида транспорта, которым перевозятся товары, за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

  1. Куда, как и когда предоставляется статистика? Какие документы с ними нужно предоставлять?

Форма отчета предоставляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

Статистическая форма заполняется в личном кабинете участника ВЭД на портале Федеральной таможенной службы. После заполнения необходимо обязательно проверить правильность и полноту статформы.  После проверки и подтверждения статформы получите регистрационный номер и распечатайте её. После подписания и проставления печатей вместе с сопроводительным письмом статформа предоставляется путем регистрации письма в таможенных органах, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе либо заказным почтовым отправлением не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным с постановкой соответствующих штемпелей о получении таких писем в таможне или на почтовом отделении. После получения таможенным органом вашего письма, обновите информацию в личном кабинете участника ВЭД на портале Федеральной таможенной службы, Запросите и получите регистрационный номер статформы. Всё готово.

ВНИМАНИЕ! Отчет может предоставляться путём заполнения формы отчетности в личном кабинете участника ВЭД на портале Федеральной таможенной службы (сервис предоставляется при наличии ЭЦП). После заполнения необходимо обязательно проверить правильность и полноту статформы. Отчет заверяется ЭП и отправляется в таможенные органы из личного кабинета участника ВЭД. После получения таможенным органом вашего письма, обновите информацию в личном кабинете участника ВЭД на портале Федеральной таможенной службы, Запросите и получите регистрационный номер статформы. Всё готово.

  1. Какие предусмотрены санкции за непредоставление или предоставление недостоверных данных?

В соответствии с п. 1 Статьи 19.7.13.КоАП РФ (Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 2 Статьи 19.7.13.КоАП РФ (Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае добровольного представления лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой статистической формы учета перемещения товаров, содержащей достоверные сведения, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления заявления об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров и регистрации новой статистической формы учета перемещения товаров, таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом, предметом по которому являются сведения о товарах, указанные в заявлении об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров.

  1. Как нововведение отразиться на работе участников внешнеэкономической деятельности положительно или отрицательно? Может, будет больше бумажной работы? Или наоборот кто-то получит бонусы или работать в целом будет идти проще и быстрее?

Данные нововведения на наш взгляд создают дополнительное административное давление на бизнес, который и без того находится в условиях кризиса. Следует отметить бессмысленность представление данных т.к. все данные имеются у органов ФНС с которыми ФТС в свою очередь неразрывно связаны и могли бы более продуктивно сотрудничать в сфере обмена информации.